ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИЗНАКАМИ ОБЪЕКТА.
Раздел «Познаем признаки объектов».
Процесс познания органами чувств у человека сводится в первую очередь к выявлению признаков познаваемого объекта. Для формирования у ребенка осознанного отношения к процессу познания необходимо разделить понятие «имя признака» и «значение имени признака».
Имя признака – обобщающее слово, его название. Например, «влажность», «форма», «цвет», «размер» и др. Эти обобщающие слова мы не воспринимаем органами чувств, а их значение познаем с помощью помощников «умной головы». Например: мокрый – сухой с помощью тактильного анализатора, красный – белый с помощью зрительного, громко – тихо с помощью слуха и т.д.
Взрослому важно понять, что развитие познавательных способностей, а значит и развитие активной речи должно идти от обобщающего слова (имени признака) к самостоятельному познанию многообразия значений этого имени признака с помощью помощников «умной головы».
Индивидуальная работа с ребенком идет по алгоритму
1. Предложить поискать в ближайшем окружении какой-либо признак. Например: взрослый называет имя признака «влажность».
2. Сообщить, что «влажность» мы можем найти с помощью такого помощника «умной головы», как руки.
3. Отправиться с ребенком в «путешествие» по ближайшему окружению с поисками проявления имени признака «влажность». Рекомендуется обозначать словами значение имени признака. Например: «Стол сухой, по влажности. Полотенце мокрое по влажности. Вода в кране – самая большая влажность. Высохшее белье – супер сухое по влажности и т.д.». Работа проводится в течение 3-4 минут. Частота упражнений зависит от возраста ребенка.
4. Если ребенок усвоил, какого помощника «умной головы» надо пригласить, чтобы найти значения одного признака, то рекомендуется сделать схематическое изображение имени признака и использовать схему, как сигнал поиска значения этого признака. Например: на квадратике рисуется тучка с капельками. И этот чертеж является сигналом для поиска значений признака «влажность». Рекомендуется взрослому не называть имя признака, а просить ребенка самому сказать, про какой признак спрашивает значок.
5. По мере освоения базовых признаков (около семнадцати) схемы складываются в коробочку или прикрепляются к какой-нибудь основе, для самостоятельного использования ребенком.
Обращаем внимание взрослых на то, что познание значений имен признаков таких как «влажность», «температура», «рельеф», «звук», «запах», «цвет», «вкус», «вес», «действие», «место», «часть», «размер», «количество», «форма» может начаться, как с двух с половиной лет, так и с семи лет, только темп работы изменяется в зависимости от возможностей ребенка. Имена признаков «материал», «направление» и «время» возможно к усвоению только с четырех лет, при сохранении последовательности прохождения уровней заданий.
Цель: способствовать осознанному отношению ребенка к выявлению значений основных признаков объектов материального мира. Развивать самостоятельность в обследовании объектов с помощью различных органов чувств.
Наглядность: 17 пустых карточек (рекомендуемый размер 3х3 см.). Для дальнейшей постепенной схематизации имен признаков (см. приложение № 1 «Примерные изображения имен признаков»).
Тема: Признак «Влажность».
Вашему ребенку при обследовании объектов с помощью тактильного анализатора важно самостоятельно научиться, находить и называть значения признака «влажность».
Обратите внимание, что значение данного признака можно определить только тактильным анализатором. Зрение не даст реальной картины проявления этого имени признака. Только в более старшем возрасте, на основании собственного опыта ребенка у него может появиться способность с помощью зрительного анализатора и домысливания выдвигать гипотезы, проверять их и делать умозаключения по выявлению значений данного признака. Например: на прогулке, вдоль берега реки ребенок с помощью зрительного анализатора, без помощи тактильного, заранее определить степень влажности на тропинке и принять меры, чтобы не намочить ноги.
Задание № 1.
«Ищем признак «влажность» с помощником «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «влажности» в ближайшем окружении. В качестве помощника «умной головы» пригласить руки. Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления степени влажности. Подвести итог: во всех объектах можно найти различные значения степени влажности.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про влажность».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «влажности». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос про влажность к какому-либо объекту.
Например: «Тарелка, какая ты по влажности?». Побуждайте ребенка самостоятельно задать вопрос и найти ответ с помощью помощника «умной головы».
Значок с признаком «влажность» поместить в какое-либо место, назвав его «Копилка признаков».
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий влажность и наклеить картинки с различными значениями этого признака.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «влажность» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака влажности.
Например: «Главный герой Мойдодыр, какой по влажности». «Какого признака боялась Бастинда в сказке «Волшебник изумрудного города?».
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменения признака влажности может быть средством решения.
Реальная задача: «Маленькие дети вышли на прогулку и хотели слепить куличики в песочнице, но у них не получалось. Почему? И как сделать, чтобы песок не рассыпался?
Сказочная задача: бабочка однодневка хотела полетать, но целый день идет дождь. Как ей быть?
В рабочей тетради наклеить сказочных героев, которые имеют отношения к разным проявлениям признака влажности (Русалочка, Зайка, Бычок - смоляной бочок).
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Температура"
Вашему ребенку при обследовании объектов с помощью тактильного анализатора важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «температуры».
Обратите внимание, что значение данного признака можно определить только тактильным анализатором. Зрение не даст реальной картины проявления этого имени признака. Только в более старшем возрасте, на основании собственного опыта ребенка у него может появиться способность с помощью зрительного анализатора, приборов, показывающих температуру и домысливания выдвигать гипотезы, проверять их и делать умозаключения по выявлению значений данного признака.
Например: утюг, который стоит на столе, горячий, потому что мама только что гладила и его выключила. Дотрагиваться до такого утюга нельзя, и убирать его на место тоже. В результате этого ребенок усваивает правила: только что выключеннратура».ый утюг представляет опасность.
Задание № 1.
«Ищем признак «температуры» с помощником «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «температуру» в ближайшем окружении. В качестве помощника «умной головы» пригласить руки. Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления степени температуры. Подвести итог: во всех объектах можно найти различные значения степени данного признака.
Уважаемые родители, помните, что очень высокая и низкая температура объектов может отрицательно повлиять на здоровье вашего малыша.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про температуру».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «температуры». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос про его температуру к какому-либо объекту. Например: «Батарея, какая ты по температуре?». Побуждайте ребенка самостоятельно задать вопрос и найти ответ с помощью помощника «умной головы».
Пополнить копилку признаков значком «температура».
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий температуру и наклеить картинки с различными значениями этого признака.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – температуру определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака температуры.
Например: «Как изменялась температура Колобка в течение сказки». «Что ты можешь сказать про температуру жилища Снежной Королевы?».
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменения признака температуры может быть средством решения.
Реальная задача: «Малышу купили мороженное, но у него болит горло, как его съесть?»
Сказочная задача: «Наступила весна, и ледяной домик Лисы стал таять, как его сохранить?»
В рабочей тетради наклеить сказочных героев, которые имеют отношения к разным проявлениям признака температуры: Змей Горыныч, Огневушка – Поскакушка и т.д.
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений
Тема: Признак «Рельеф».
Вашему ребенку при обследовании объектов с помощью тактильного анализатора важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «рельеф».
Обратите внимание, что значение данного признака можно определить только тактильным анализатором. Зрение не даст реальной картины проявления этого имени признака. Только в более старшем возрасте, на основании собственного опыта ребенка у него может появиться способность с помощью зрительного анализатора, и домысливания выдвигать гипотезы, проверять их и делать умозаключения по выявлению значений данного признака.
Например: гладкая поверхность стола может казаться мокрой, но в связи с тем, что ребенок долго был в комнате, на стол ничего не выливали, он заранее знает, что стол по рельефу гладкий, но не мокрый по влажности.
Подросший малыш, в результате жизненного опыта, который он получил при восприятии колючих предметов тактильным анализатором, заранее не будет трогать колючие ветки ели, потому что знает, какие получит ощущения.
Задание № 1.
«Ищем признак «рельеф» с помощником «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «рельеф» в ближайшем окружении. В качестве помощника «умной головы» пригласить руки. Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления степени рельефа. Подвести итог: во всех объектах можно найти различные значения степени данного признака.
Например: колючий, гладкий, пушистый, шероховатый, мягкий, твердый, пупырчатый и т.д.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про рельеф».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «рельефа». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о его рельефе к какому-либо объекту. Например: «Ковер, какой ты по рельефу?», «Листик, какой ты по рельефу?»
Пополнить копилку признаков значком «рельеф».
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий температуру и наклеить картинки с различными значениями этого признака.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «рельеф» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «рельеф».
Например: «Какие по рельефу могут быть стены в старой избушке Бабы Яги?». «Какой по рельефу пол во дворце, где танцевала Золушка?».
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «рельеф» может быть средством решения.
Реальная задача: «Зимой на остановке скользко, какие решения у тебя появятся, для того, чтобы люди не получили травму».
Сказочная задача: «Колючий Ежик хотел попасть в гости к Кроту, но проход был очень узкий, как ему сохранить колючки и попасть в гости к другу?».
В рабочей тетради наклеить сказочных героев, которые имеют отношения к разным проявлениям признака рельеф: Чебурашка, Динозаврик, Смешарики и т.д.
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Цвет».
Вашему ребенку при обследовании объектов с помощью зрительного анализатора важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «цвет».
Обратите внимание, что значение данного признака можно определить только зрительным анализатором. Сложность восприятия значений признака «цвет», в том, что эти значения находятся в прямой зависимости от освещенности объекта, поэтому, казалось бы, зеленая ель должна быть всегда зеленой по цвету, но в темное время суток она становится темно-фиолетовой, ночью – черной, а ярко освещенное солнцем – изумрудной. По этой причине с самого раннего детства надо показывать эффекты, связанные с изменением цвета и формировать понятия: цвет – это результат освещения объекта.
Более ценно не просто знать название цветов и оттенков, а уметь описывать их путем сравнения с чем-либо.
Например: асфальт на дороге после дождя по цвету, как будто мокрый бегемот. Небо на закате похоже по цвету на спелую малину.
Задание № 1.
«Ищем признак «цвет» с помощником «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «цвет» в ближайшем окружении. В качестве помощника «умной головы» пригласить глаза. Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления цвета. Подвести итог: во всех объектах можно найти различные значения признака цвет.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про цвет».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «цвет». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о цвете какого-либо объекта.
Например: «Платье у бабули, какое по цвету?». Пополнить копилку признаков значком «цвет».
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий цвет и наклеить картинки объектов с различными значениями этого признака.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «цвет» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «цвет».
Например: «Какие по цвету были лепестки у цветика – семицветика?». «Если бы ты рисовал портрет Кощея Бессмертного, то какие бы цвета ты выбрал?».
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «цвет» может быть средством решения.
Реальная задача: «Тебе купили зеленые ботиночки, как их быстро найти в зеленой траве?».
Сказочная задача: «Иван-Царевич, чтобы спасти свою невесту должен принести вазу, но в комнате ее найти невозможно, потому что она прозрачная. Как быстро обнаружить вазу?».
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака цвет: шапка – невидимка, волшебная палочка и др.
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Звук».
Вашему ребенку при обследовании объектов с помощью слухового анализатора важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «звук».
Обратите внимание, что значение данного признака можно определить слуховым анализатором. Сложность восприятия значений признака «звук», в том, что эти значения находятся в прямой зависимости от силы вибрации при взаимодействии двух объектов. По этой причине с самого раннего детства надо показывать эффекты, связанные с изменением силы и характера звука.
Более ценно, не просто назвать, какой объект звучит, а описать признаки звуков.
Например: звук металлофона может быть громким и резким или тихим и мелодичным, в зависимости от взаимодействия играющего и инструмента.
Задание № 1.
«Ищем признак «звук» с помощником «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «звук» в ближайшем окружении. В качестве помощника «умной головы» пригласить уши. Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления звуков. Подвести итог: во всех объектах можно найти различные значения признака звук, если они соприкасаются друг с другом.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про звук».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «звук». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о звуке какого-либо объекта.
Например: ложку резко положить в раковину, мы услышим стук, а сесть на старое кресло – услышим скрип.
Обратите внимание ребенка, что нет объектов, которые бы не издавали звук. Просто наши помощники «умной головы» - уши не такие умелые, как уши некоторых других животных.
Например: мышь слышит очень далеко приближающийся объект.
Пополнить копилку признаков значком «звук».
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий звук и наклеить картинки объектов с различными значениями этого признака: качающийся лес, поющий или играющий на музыкальном инструменте человек и др.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «звук» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «звук».
Например: «Какой звук может быть у дудочки в сказке «Дудочка и кувшинчик»? «Если бы ты разговаривал с Головой из сказки «Руслан и Людмила», то какие звуковые ощущения ты бы получил?».
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «звук» может быть средством решения.
Реальная задача: «Ты заблудился в лесу, и что бы делал, чтобы тебя быстро обнаружили?»
Сказочная задача: «В сказке «Три орешка для Золушки» был охотник, который очень хорошо слышал, но у него заболели уши. Как сделать так, чтобы принц издалека услышал приближающую опасность?».
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака звук: гусли – самогуды. Змей – Горыныч, Щука и др.
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Запах».
Вашему ребенку при обследовании объектов с помощью обоняния важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «запах».
Обратите внимание, что значение данного признака можно определить обонянием. Сложность восприятия значений признака «запах», в том, что у человека данная способность слабо развита по сравнению с другими представителями животного мира. По этой причине с самого раннего детства надо развивать способности воспринимать запахи, давать им описания и объяснять причины их происхождения.
Например: трава после дождя пахнет свежестью, но если долго его не было, то трава становится по запаху пыльной.
Задание № 1.
«Ищем признак «запах» с помощником «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «запах» в объектах ближайшего окружения. В качестве помощника «умной головы» пригласить нос. Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления запаха. Подвести итог: во всех объектах можно найти различные значения признака запах, только надо иногда хорошенько принюхиваться.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про запах».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «запах». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос про запах какого-либо объекта.
Например: «Суп в кастрюле, чем пахнет? Какой по запаху портфель брата?»
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий запах и наклеить картинки объектов с различными значениями этого признака.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «запах» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «запах».
Например: «Какие запахи есть Кощея Бессмертного?». «Если бы ты был в гостях у Наф-Нафа, какие бы запахи ты почувствовал?».
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «запах» может быть средством решения.
Реальная задача: «Тебе купили новую шапку, голова быстро потеет, и запах для тебя становится неприятным. Как носить эту шапку, и при этом голова не потела?».
Сказочная задача: «Хозяюшка Лиса решила сварить малиновое варенье, но вот беда, на запах слетаются пчелы. Как сварить варенье и не пострадать от пчел?».
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака запах: корзинка с пирожками, Колобок и др.
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Вкус».
Вашему ребенку при обследовании объектов с помощью вкусовых рецепторов важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «вкус».
Обратите внимание, что значение данного признака можно определить на вкус. Сложность восприятия значений признака «вкус», в том, что все объекты мира имеют вкус, но не все можно пробовать человеку. По этой причине с самого раннего детства надо развивать способности воспринимать вкус съедобных объектов и давать им описание через сравнение.
Например: каша по вкусу сладкая, но не такая приторная как конфета.
Задание № 1.
«Ищем признак «вкус» с помощником «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «вкус» во время принятия пищи. В качестве помощника «умной головы» пригласить язык. Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления вкуса. Подвести итог: во всех объектах, которые мы едим «прячутся» разные вкусы: сладкие, кислые, соленые или горькие. Одно и тоже блюдо для кого-то может быть разным по вкусу.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про вкус».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «вкус». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о вкусе какого-либо объекта.
Например: «Какие вкусы ты распознаешь в винегрете? Какое по вкусу может быть фруктовое мороженое?»
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий вкус и наклеить картинки объектов с различными значениями этого признака.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «вкус» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «вкус».
Например: «Что может быть вкусно для Кикиморы?». «Если бы ты был в гостях у Деда Мороза, чем бы тебя угощали?».
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «вкус» может быть средством решения.
Реальная задача: «тебе нужно выпить горькое лекарство, но это неприятно. Как его выпить и не почувствовать горечь?».
Сказочная задача: «Ты пригласил в гости Капризку и Дразнилку. Чем ты будешь их угощать, если Капризка всегда хочет что-нибудь другого, а Дразнилка то же что у Капризки, но наоборот?».
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака вкус.
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Вес».
Вашему ребенку при обследовании объектов с помощью тактильного анализатора, важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «вес».
Обратите внимание, что значение данного признака более достоверно можно определить, используя руки в качестве весов. Сложность восприятия значений признака «вес», в том, что они познаются через сравнение. По этой причине с самого раннего детства надо развивать способности воспринимать признак «вес» относительно кого-нибудь или чего-нибудь.
Например: «Мой самолет тяжелее, чем колесико от сломанной машины». «Мой папа сильный, потому что он может даже меня поднять, я для него легкий, а мама меня поднять не может, я для нее тяжелый».
Задание № 1.
«Ищем признак «вес» с помощником «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «вес» в объектах ближайшего окружения. В качестве помощника «умной головы» пригласить руки. Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления веса. Подвести итог: все объекты имеют вес и они для кого-то легкие, для кого-то тяжелые. Два объекта, которые можно подержать в правой и левой руках можно сравнить по весу.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает о весе».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «вес». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о весе какого-либо объекта в сравнении с другими объектами.
Например: «Горшок с цветком тяжелее, чем тарелочка, но легче чем стул воспитателя».
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий вес и наклеить картинки объектов с различными значениями этого признака. Поощряете ребенка выстраивать объекты по шкале увеличения веса слева направо, например, в строчку идут картинки: комар, мышка, еж, лиса, медведь, бегемот, кит. При рассказе о признаке веса этих объектов, можно использовать игру «Да-нет» на загаданный объект. Отгадывание идет по признаку веса, с использованием слов тяжелее – легче.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «вес» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «вес».
Например: По какой причине в сказке «Три поросенка» волк мог струей воздуха разрушить дома Ниф-нифа и Нуф-нуфа, а дом Наф-Нафа не сумел?
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «вес» может быть средством решения.
Реальная задача: «машине надо проехать по дороге, на которую выкатился большой камень с горы, техники рядом нет, человек камень сдвинуть не может. Как убрать камень с дороги, его не поднимая».
Сказочная задача: «Вини-Пуху подарили воздушные шарики, которые могут разлететься от ветра. Как ему отнести эти шарики Пятачку, если весь день дует сильный ветер?».
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака «вес».
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Форма».
Вашему ребенку при обследовании объектов с помощью тактильного и зрительного анализаторов, важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «форма».
Обратите внимание, что значение данного признака можно определить с помощью рассматривания и ощупывания объекта. Сложность восприятия значений признака «форма», в том, что она бывает плоской и объемной. У маленьких детей надо развивать способности различать плоскую форму (объект можно расположить между ладошками и похлопать), и объемную (объект можно обнять ладонями или руками).
Например: «Игрушечного мишку я обнимаю, поэтому он объемный по форме, а животик этого медведя я могу погладить или похлопать по нему – он плоский».
Название геометрических фигур могут использоваться при описании формы объектов, например: тот же игрушечный мишутка похож на шар, а нос у него треугольный. Такое описание возможно, но не обязательно, потому как форма имеет более многозначное значение, чем геометрические эталоны. Целесообразнее при описании значений имени признака форма использовать сравнительные характеристики. Например: игрушечный мишутка по форме похож на пушистое облачко, а нос, как будто клювик маленькой птички. Животик похож по форме на блинчик.
Задание № 1.
«Ищем признак «форма» с помощниками «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «форму» в объектах ближайшего окружения. В качестве помощника «умной головы» пригласить руки и глаза. Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления формы. Подвести итог: все объекты могут быть плоскими или объемными по форме. Рассказать какой объект можно через сравнение по форме с другим объектом.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает о форме».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «форма». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о форме какого-либо объекта в сравнении с другими объектами.
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий форму и наклеить картинки объектов с различными значениями этого признака. Поощряете ребенка группировать объекты по форме. Например: группа объектов округлая по форме, вторая группа – угловатая.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «форму» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «формы».
Например: Какой по форме Колобок? Если бы ты рисовал портрет Кикиморы, то каким бы по форме ты нарисовал ей нос?
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «форма» может быть средством решения.
Реальная задача: «У тебя листок бумаги, ты хочешь, чтобы он катился, как ты это сделаешь?».
Сказочная задача: «Одному мальчику на день рождение подарили необыкновенного хомячка, который может быть и плоским и объемным по форме. Как устроить такому хомячку жилище?»
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака «форма».
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Размер».
Вашему ребенку при обследовании объектов с помощью тактильного и зрительного анализаторов, важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «размер».
Обратите внимание, что значение данного признака можно определять не только с помощью глаз и рук, но и на слух. В музыкальной грамоте есть понятие «размер звука», который фактически сводится к времени звучания.
Сложность восприятия значений признака «размер», в том, что окружающие объекты трехмерны. У маленьких детей надо развивать способности различать объекты сначала по высоте и длине, и только потом по ширине (толщине).
Значения признака «размер» относителен, поэтому в речевых оборотах ребенка должны звучать фразы: «выше чем…», «длиннее чем…» и «шире чем…». Про размер объекта можно сказать, что он больше или меньше другого объекта, только если он по длине, высоте и толщине имеет очевидную разницу.
Например: «Одна елка может быть выше другой елки, но не шире и не длиннее. Про такое деревья можно сказать, что одно высокое, а другое – низкое. Если же елка и ниже, и короче и уже другой, то одна ель большая, а другая – маленькая».
Задание № 1.
«Ищем признак «размер» с помощниками «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «размер» в объектах ближайшего окружения. В качестве помощника «умной головы» пригласить руки и глаза. Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления размера. Подвести итог: все объекты могут быть высокими – низкими, короткими – длинными, широкими – узкими, большими – маленькими по размеру. Рассказать какой объект по размеру можно только через сравнение с другим объектом.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про размер».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «размер». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о размере какого-либо объекта в сравнении с другими объектами.
Познакомить с каким-либо прибором, позволяющим определить размер (линейка, мерка).
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий размер и наклеить картинки объектов с различными значениями этого признака. Поощряете ребенка группировать объекты по длине (гусеница, червяк, змея, крокодил), по высоте (малыш, подросток, взрослый человек), по толщине (набор книг, формат которых одинаков, за исключением толщины).
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «размер» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «размер».
Например: в книге «Алиса в стране чудес» обратить внимание на текст, где идет описание изменение размера. В стихотворении «Платье для месяца» портной ни как не мог сшить костюм для месяца. Обсудите с ребенком эту проблему.
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «размер» может быть средством решения.
Реальная задача: «Девочка померила мамины туфли, которые слишком большие по размеру. Она хотела в них попробовать походить, но они спадали с ног. Как сделать так, чтобы туфли не спадали, и она смогла сделать несколько шагов?».
Сказочная задача: «Один мальчик стал очень маленьким и попал в телевизор, как ему оттуда выбраться?»
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака «размер».
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Действие».
Признак «действие» связан с проявлением других признаков, поэтому описание объекта может быть комплексным. Вашему ребенку с помощью всех помощников «умной головы» важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «действие».
Обратите внимание, что значение данного признака определяется с точки зрения проявления какого-либо другого признака.
Например: «Машина гудит громко». Гудит – действие (глагол), громко – это проявление признака «звук». В результате мышление ребенка, а значит и речь с ситуативной точки зрения становится более функциональными, чем то, что ребенок сказал бы: «Машина гудит».
Признак «действие» интегрируется с другими признаками, и каналы восприятия работают взаимосвязано.
У объектов рукотворного мира обязательно есть назначение, ради которого было сделано изобретение этого объекта. Детям старшего дошкольного возраста надо создать условия для формирования понятия функция (то, для чего сделан объект).
Например: «Стул стоит на полу». «Стоит» – это его действие, которое мы можем фиксировать глазами. Назначение стула – удерживать человека, и это мы в данный момент не наблюдаем. Тот ребенок, который понял функцию данного рукотворного объекта, может назвать ее в качестве действия, например: «Стул стоит и я это вижу, но я знаю, что он может удерживать человека». Фактически мы выводим ребенка на более высокий уровень понимания мира вещей, что, несомненно, важно в будущем.
Задание № 1.
«Ищем признак «действие» с помощниками «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «действие» в объектах ближайшего окружения, при этом надо пригласить всех помощников «умной головы». Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления размера.
Например: «Вода льется из крана. Я вижу это и ощущаю руками». «Папа говорит. Я слышу и вижу, как шевелятся его губы»
Подвести итог: все объекты выполняют какие-либо действия, и я могу это увидеть, услышать, ощутить руками, понюхать или попробовать на вкус.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про действие».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «действие». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о действии какого-либо объекта.
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий действие и наклеить картинки объектов с различными значениями этого признака. Поощряете ребенка группировать объекты по какому-либо действию. Например: бегут (группа объектов), мешают, стоят, летят и т.д.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «действие» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «действие». Целесообразно по отношению к одному герою перечислить действие в последовательности текста. Тем самым ребенок может сам понять сущность героя.
Например: Колобок: лежал, прыгнул, покатился, пел, покатился, пел, покатился, пел, покатился, пел, прыгнул, начал петь, пропал. Из цепочки однородных действий можно понять, что Колобок мало, что мог делать и не хотел меняться.
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «действие» может быть средством решения.
Реальная задача: «В доме существует разная бытовая техника: кофемолка – смалывает кофе, микроволновая печь– подогревает пищу, соковыжималка отжимает сок. Но вот беда, на кухне мало места, как иметь так много техники и при этом, чтобы она не занимала место?». Обсуждение идет с точки зрения создания одного прибора с большим количеством возможностей.
Сказочная задача: «Один гномик очень любил разговаривать, но вот беда, как только он начинал это делать, руки и ноги у него пускались в пляс, отчего он очень сильно уставал. Как гномику разговаривать и при этом не плясать?»
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака «действие».
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Количество».
Признак «количество» связан с проявлением других признаков, поэтому описание объекта может быть комплексным. Вашему ребенку с помощью всех помощников «умной головы» важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «количество».
Значение имени признака «количество» можно определить с помощью различных анализаторов:
• зрительным, «на глаз» каких-то объектов может быть больше или меньше;
• вкусовым, каких-то вкусов в блюде больше, каких-то меньше;
• слуховым, каких-то звуков в мелодии больше, каких-то меньше;
• тактильным, каких-то объектов на ощупь можно воспринять больше или меньше;
• обонятельным, каких-то запахов больше, каких-то меньше.
Уважаемые родители, не обязательно уметь считать вашему малышу, главное усвоить понятия: больше, меньше, поровну, по одному, по многу и т. д.
Задание № 1.
«Ищем признак «количество» с помощниками «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «количество» в объектах ближайшего окружения, при этом надо пригласить всех помощников «умной головы». Сопровождать поиски словами, обозначающие различные проявления количества.
Подвести итог: все объекты и их признаки могут быть разными по количеству.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про количество».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «количество». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о количестве каких-то объектов или значений признаков.
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий количество и наклеить картинки объектов с различными значениями этого признака.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «количество» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «количество».
Например: какое количество глаз у сестриц в сказке «Крошечка-Хаврошечка». Что в этом хорошего, что плохого?
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «количества» может быть средством решения.
Реальная задача: «В группе определенное количество стульчиков, но детей пришло больше, как рассадить детей на завтрак?».
Сказочная задача: «Один глупая принцесса захотела все платья мира иметь в своем замке. Возможно ли это? Как сделать так, чтобы платья не разрушили этот дом?» обсуждение решения задачи с точки зрения перераспределения увеличивающихся по количеству потоков одежды.
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака «количества».
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Часть (структура)».
Отличие признака «часть» от признака «структура», в том, что части объекта можно просто перечислять, но когда мы говорим об устройстве объекта, то части должны иметь место в нем. Например, для малышей – части машины – это колеса, руль, кабина и т. д. Для более старших детей как расположены эти части у машины: колеса внизу, слева кабина, справа кузов, внутри кабины – руль и т. д.
Признак «часть (структура)» связан с проявлением других признаков, поэтому описание объекта может быть комплексным. Вашему ребенку с помощью всех помощников «умной головы» важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «часть (структура)».
Обратите внимание, что значение данного признака определяется с точки зрения проявления какого-либо другого признака. Значение имени признака «часть» можно определить с помощью различных анализаторов:
• зрительным: «на глаз» в каком-то объекте выделяются части;
• вкусовым: какой-то объект состоит из частей разных на вкус;
• слуховым: любое музыкальное произведение состоит из частей;
• тактильным: каждая часть объекта может быть разная на ощупь;
• обонятельным: каждая часть объектов по разному пахнет.
Современная картина мира говорит о том, что у каждого объекта обязательно есть части.
Например: Мяч состоит из корпуса и воздуха. Сам корпус состоит из внешней и внутренней части, как и воздух, который состоит из молекул. Молекула состоит из частиц. По сути дела мы выходим на понятие «матрешки» или системного лифта, который как бы «едет» вниз, в подсистему.
Еще одной закономерностью является переменчивость признаков «часть» – «место». Любая часть может быть местом и любое место – частью. Все зависит от того какой объект мы выбрали для обсуждения.
Например: «Комнатное растение на подоконнике», – если в качестве объекта мы рассматриваем комнатное растение, то его место – подоконник. Если же мы говорим об окне, то подоконник с комнатным растением является частью этого окна.
Задание № 1.
«Ищем признак «части» с помощниками «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «часть» в объектах ближайшего окружения, при этом надо пригласить всех помощников «умной головы».
Подвести итог: все объекты имеют части и эти части располагаются определенным образом (структуированно).
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про части».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «часть». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос об устройстве частей какого-либо объекта.
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий часть и наклеить картинки объектов разобранных по частям или склеенных в произвольном порядке.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «части» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «часть».
Например: Из каких частей состоит Русалка, Карлсон, птица Сирин?
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «часть» может быть средством решения.
Реальная задача: «У бабушки есть платье, которое устарело, но очень нравится твоей маме. Как можно его обновить?». Обсуждение идет с точки зрения добавления или удаления частей платья.
Сказочная задача: «Составить новую сказку из частей старых сказок («салат» из сказок)».
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака «часть».
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений. Записать схемой текст новой сказки.
Тема: Признак «Место».
Местонахождение объекта определяется с помощью всех помощников «умной головы». Вашему ребенку важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «место» для выбранного объекта.
Обратите внимание, что значение данного признака определяется с точки зрения выбранного объекта и связан с признаком «часть». Значение имени признака «место» можно определить с помощью различных анализаторов:
• зрительным: мы видим, где находится выбранный объект;
• вкусовым: распознаем местонахождение съедобного продукта;
• слуховым: распознаем источник звука;
• тактильным: ощущаем местонахождение объекта;
• обонятельным: распознаем источник запаха.
Современная картина мира говорит о том, что у каждого объекта обязательно есть место. По сути дела мы выходим на понятие «матрешки» или системного лифта, который «едет» как бы вверх, в надсистему.
Например: глаза человека находятся на лице, и если мы в качестве объекта рассматриваем именно глаза, то их место – лицо, само лицо находится на голове человека, поэтому можно считать, что это место лица, а значит и глаз часть головы и т. д.
Задание № 1.
«Ищем признак «место» с помощниками «умной головы».
Предложите вашему малышу найти признак «место» в объектах ближайшего окружения, при этом надо пригласить всех помощников «умной головы».
Подвести итог: все объекты имеют место, и оно может быть любым.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про место».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «место». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о местонахождении какого-либо объекта.
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий место и наклеить картинки объектов в каких-либо местах.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «место» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос в каких местах разворачивались события.
Например: сказка «Красная Шапочка» - это лес и домик бабушки. Путешествие Герды из сказки «Снежная Королева» дает нам варианты мест ее пребывания.
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «место» может быть средством решения.
Реальная задача: «По каким-то причинам все объекты в твоей комнате поменялись местами, разложи их в прежнем порядке и объясни, почему футбольный мяч не должен быть на обеденном столе, а чайная чашка в коридоре на полу».
Сказочная задача: «Как вырастить цветок под водой». Обсуждение должно проходить с точки зрения создания специальных условий для растений в необычном месте.
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака «место».
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Направление»
(с 4-х лет).
Нахождение объектов по направлению определяется с помощью всех помощников «умной головы». Вашему ребенку важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «направление» для выбранного объекта. Для этого используются наречия: слева – направо, вверху – внизу, внутри – снаружи, впереди – сзади и т. д.
Обратите внимание, что значение данного признака определяется с точки зрения того, кто воспринимает объект, и связан с ориентировкой в пространстве.
Объект, который мы рассматриваем, находится в каком-либо направлении от нас, и в тоже время в определенном месте, поэтому при описании местонахождение объекта целесообразно использовать фразы: «Кукла сидит на полке справа от меня». Полка – это место куклы, справа – это направление объекта по отношению ко мне.
Задание № 1.
«Ищем признак «направление» с помощниками «умной головы».
Предложите вашему ребенку определить, в каком направлении от него находится любой выбранный объект. При этом надо пригласить всех помощников «умной головы».
Подвести итог: все объекты находятся в каком-либо направлении от нас.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает о направлении».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «направление». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о положении в пространстве какого-либо объекта.
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий направление. Выполнить задание по типу «Лабиринт».
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – «направление» определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос, в каком направлении находится объект по отношению к герою.
Например: в русских народных сказках Иван – Царевич подходит к камню, где указаны разные направления.
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где обозначен признак «направление».
Реальная задача: «Гелиевый воздушный шарик находится наверху под потолком. Какие варианты могут быть, чтобы он оказался внизу комнаты».
Сказочная задача: «Волшебник «Наоборот» решил подшутить с путешественниками и менял их направление движения на противоположное. Как добраться до лагеря путешественникам, если сначала надо было пойти вверх на гору, потом повернуть направо, спуститься вниз, пройти вперед и повернуть налево к лагерю».
В рабочей тетради сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Материал (вещество)»
(с 4-х лет).
Имя признака «материал» рассматривается как вещество, поэтому необходимо выделять два базовых типа материи: живая и неживая. Признаки живой материи зависят от признаков живой клетки, которая может сама двигаться, дышать, размножаться, болеть, погибать и т. д. Неживая материя включает в себя две группы:
• вещества, находящиеся в природе (жидкие, твердые, газообразные);
• рукотворные материалы – вещества созданные человеком.
Значение признака «материал» в большей степени воспринимается зрением, но окончательное решение можно принять только при исследовании объектов с помощью других анализаторов.
Вашему ребенку с помощью всех помощников «умной головы» важно научиться самостоятельно, находить и называть значения признака «материал». Выделять живую и неживую материю.
Анализ признака «материал» является интегрированным мыслительным действием. Для установления принадлежности объекта к той или иной группе материалов ребенку необходимо мобилизовать не только аналитические способности, способности исследовать объект с помощью помощников «умной головы», но и собственный опыт.
Например: необходимо определить, какой материал является основой цветка в вазе. С помощью зрения можно предположить, что это живая природа, подойдя поближе, понюхав, потрогав объект, понимаешь, что он рукотворный, а значит, сделан из искусственного материала.
Изобретения различных новых материалов привело к тому, что становится неактуальным точное определение по названию искусственного материала. На сегодняшний день практически нет объектов, сделанных только из одного типа материалов. На смену пришли композитные (интегрированные) материалы, и за ними будущее.
Природные материалы, которые являются недрами земли, есть ресурс, создания искусственных материалов. Неживой природе присыщи три группы материалов:
• твердые (лед, камень, уголь, песок, мел и др.);
• жидкие (вода);
• газообразные.
В природном мире практически невозможно встретить эти вещества в чистоте. Получается, что воздух в комнате – это не только газообразное вещество, но и твердое (пылинки), и жидкое (степень влажности воздуха).
Фактически мы выводим ребенка на более высокий уровень понимания мира вещей, что, несомненно, важно в будущем.
Задание № 1.
«Ищем признак «материал» с помощниками «умной головы».
Предложите вашему ребенку найти признак «материал» в природных и рукотворных объектах ближайшего окружения, при этом надо пригласить всех помощников «умной головы».
Подвести итог: все объекты состоят из какого-то материала. В мире существует живая и неживая материя.
Задание № 2.
«У нас есть значок, который спрашивает про материал объекта».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «материал». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о том, из какого материала состоит объект.
Целесообразно создавать коллекции или копилки каких-либо материалов рукотворного мира.
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий материал. Создать коллекции объектов из разных материалов, сгруппировав их по признакам: стеклянные, деревянные, бумажные. Отдельной коллекцией идут объекты из композитных материалов.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – материал объектов определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос по проявлению признака «материал».
Например: Оживление неживых материалов (Снегурочка, Буратино, Железный Дровосек и т. д.) Более старшим детям читать литературные произведения, где идет оживление стихий: огня (Огневушка-Поскакушка), воды (Капитошка), ветра («Сказка о Мертвой царевне»).
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где изменение признака «часть» может быть средством решения.
Реальная задача: «Почему на морозе высыхает мокрое белье?».
Сказочная задача: «Как будет устроена твоя жизнь, если до чего бы ты не дотронулся, неживой материал становится живым, а живой – неживым».
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака «материал».
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Тема: Признак «Время»
(с 4-х лет).
Имя признака «время» рассматривается как проявление его следов в объектах, которые определяются с помощью:
• зрения: есть морщины на лице у человека – это след времени;
• вкуса: кусочек высохшего хлеба во рту сообщает о том, что его давно испекли;
• запаха: пахнет свежестью, потому что только что прошел дождь или была полита трава;
• слуха: слышим старинную мелодию или современную песню;
• трогаем руками хлеб и понимаем, что он теплый и мягкий, потому что его только что испекли.
Поиски следов времени в объекте основаны на установлении причинно-следственных связей. Поэтому необходимо обратить внимание на процессы наблюдений и самостоятельно находить значение признака «время».
Анализ признака «время» является интегрированным мыслительным действием и чаще всего мотивируется конкретными задачами практического плана.
Например: ребенок хочет сделать лук и стрелы, для этого ищет палки и веревку. Проходит исследовательские действия, позволяющие выяснить следы времени в этих объектах. Палка для лука должна гнуться, поэтому она не должна быть старой, веревка для тетивы тоже должна быть крепкой и упругой. Выяснение следов времени у ребенка проходит с помощью анализаторов и экспериментов с объектами.
Фактически мы выводим ребенка на более высокий уровень понимания мира вещей, что, несомненно, важно в будущем.
Задание № 1.
«Ищем «следы времени» с помощниками «умной головы».
Предложите вашему ребенку найти признак «времени» при поиске его следов в объектах.
Подвести итог: во всех объектах есть следы времени, их можно обнаружить с помощью помощников «умной головы» и через опыты.
Задание № 2.
«У нас есть значок,который спрашивает про следы времени в объекте».
Обсудите с ребенком, как может выглядеть значок, обозначающий признак «время». Начертите его на одной из карточек. Предложите самому ребенку от имени значка задать вопрос о том, какие следы времени можно найти в объекте.
Познакомить с часами, как инструментами, отсчитывающими «кусочки времени». Показать различного вида календари, которые фиксируют «кусочки времени».
В рабочей тетради ребенка нарисовать значок, обозначающий время. Наклеить картинки объектов, где проявляются следы времени. Рекомендуется создавать ленту времени, какой-либо живой системы.
Например: этапы (фазы) развития бабочки или этапы взросления человека от новорожденного до пожилого.
Задание № 3.
«По сказкам гуляю – следы времени определяю»
(рекомендуется со старшего дошкольного возраста).
При чтении литературных произведений и рассматривании сюжетных картин предложить ребенку ответить на вопрос, связанный с изменением времени.
Например: «Есть ли слеты времени у Бабы Яги? Какой возраст может быть у Карлсона?»
Предложите детям какие-либо творческие задачи бытового или сказочного плана, где проявляются «следы времени».
Реальная задача: «ты живешь в северном городе, где зимой очень короткая светлая часть суток?». Обсуждение идет с точки зрения поведения других членов семьи в утренний отрезок времени.
Сказочная задача: «В нашу группу пришел волшебник ускорения времени, и пока в течение дня родители были на работе, дети в детском саду стали старше на десять лет. Какие проблемы могут появиться и как их решить?».
В рабочей тетради наклеить сказочные объекты, которые имеют отношения к разным проявлениям признака «время».
Сделать схемы текстов творческих задач и возможных их решений.
Информация с сайта - http://education.simcat.ru/dou186/triz/9/