ТРИЗ-технология   -   что это?

В конце 50-х гг. XX в. появилась наука ТРИЗ — теория решения изобретательских задач; автор ТРИЗ — отечественный изобретатель Генрих  Саулович Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обуче­ние технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начина­ют формироваться черты творческой личности.

В 80-е гг. возникло новое направление в образовании — ТРИЗ-педагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имею­щий достойную жизненную цель.

Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу­чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под­вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активнос­ти, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрас­те —  привить ребенку радость творческих открытий.

ТРИЗ - это:

  • приёмы нахождения новых идей
  • приёмы фантазирования
  • алгоритмы создания собственных творческих продуктов
  • решение изобретательских задач.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий.  (Например, придумать новый учебный стул, на котором  хотелось бы сидеть, новую игрушку и др.)

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.


 

                                             ОТСМ-ТРИЗ-технология

Общая теория сильного мышления  - автор   Н. Н. Хоменко

Теория решения изобретательских задач - автор  Г.С.Альтшуллер.

 

Изначально Г.С. Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. Не нарушая игрового процесса, и не теряя интереса к занятиям для дошкольников, ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни.

Занимаясь в детском саду по технологии ТРИЗ, дети знакомятся с миром и учатся мыслить самостоятельно, решая поставленные перед ними задачи.

На этапе дошкольного образования базовой является модель «объект-признак-значение признака». Всё творчество детей дошкольного возраста заключается в рамках работы по познанию и преобразованию признаков объектов и их значений. Дети к концу дошкольного возраста знают 17 признаков(см. таблица "Имена признаков"

                                                    ******************

 Из опыта работы   МБДОУ № 186 «Волгарик» г. Ульяновска

Дошкольное учреждение в работе с детьми использует приемы и методы ОТСМ – ТРИЗ - технологии, начиная с раннего возраста.

В 2013 году был создан методический комплекс «Я познаю мир» на основе ОТСМ – ТРИЗ – РТВ для решения задач дошкольного образования в контексте ФГОС. Данный комплекс в рамках Международного форума "Крым Hi-Tech" 2014 и X Международного салона инноваций и изобретений "Новое Время 2014" в городе Севастополе был отмечен золотой медалью.

Педагогами дошкольного учреждения придуманы и созданы универсальные игровые пособия «Я познаю мир», который включает в себя 6 блоков.

1.Блок «Анализаторы»,

2. Блок «Объект – имя признака- значение имени признака»

3. Блок «Вопросы»

4. Блок «Преобразователи»

5. Блок «Причинно-следственная связь»

6. Блок «Алгоритмы мышления».

Использование данного пособия в работе с детьми способствует развитию таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, создает условия для развития классификационных данных, умения систематизировать и преобразовывать информацию. Для этого вводятся модели, которые доступны и интересны детям 3-7 лет.

К концу дошкольного возраста дети самостоятельно составляют сравнения, загадки, сочиняют сказки, рифмованные тексты, используя алгоритмы решают творческие задачи и проблемные ситуации.

Результативность использования данной технологии в работе с детьми отслеживается посредством текущих и итоговых мониторингов.

Информация с сайта -   http://education.simcat.ru/dou186/triz/index.html


 

 

Рейтинг@Mail.ru